Лазарь Елена Николаевна МБДОУ детский сад 53
|
Шермиции- казачьи забавы.В процессе народных казачьих игр ребёнок впитывает культуру своего народа. Игры казаков развлекают ребёнка, создают бодрое, радостное настроение, оказывают влияние на физиологическое совершенствование, нравственно- волевые двигательные навыки. Приобщение воспитанников к традициям, обычаям, обрядам и культуре казаков стало неотъемлемой частью работы нашего детского сада. Идея проведение детских казачьих шермиций возникла после изучении исторического материала по казачеству и изучения опыта работы казачьих детских садов города по этому направлению. Цель: Создание условий для развития интереса детей к образу жизни казаков через участие в традиционных казачьих праздниках, играх, забавах и соревнованиях. Задачи: Обучающие: - Формировать первоначальные представления об обычае казачьих состязаний – шермициях. -Расширить знания детей о традициях, культуре и быте Донских казаков. Развивающие: - Совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость. -Побуждать к проявлению творчества и самовыражения в двигательной активности, играх, использовании фольклора, народных танцев, пословиц и поговорок Донских казаков. Воспитательные: -Воспитывать гордость за своих предков, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности. Предполагаемый результат: реализация потенциальных возможностей детей старшего дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности посредством казачьих игр. Материалы и оборудование: 4 коня, 6 цилиндров, 4 шашки, вещь мешок, ложка, кружка, фляжка, набор продуктов, казачья папаха, 4 платка. Предварительная работа: Знакомство детей с историей и традицией проведения казачьих шермиций, разучивание казачьих песен и танцев, игр, пословиц и поговорок. Интерактивное путешествие в Музей Донского казачества . Оформление зала: На центральной стене музыкального зала расположен православный храм. Зал украшен красивыми женскими платками, оформлена выставка детских рисунков на тему жизни и быта казаков. Ход праздника. Аксинья: Здорово, казаки! ( Ответы детей) Богата наша земля обычаями и традициями! Издавна повелось на Дону, что молодые парни-казаки устраивали состязания, чтобы померяться силой и удалью молодецкой! А назывались эти состязания шермиции.
Казачата: 1. Мы донские казачата Очень дружные ребята. Век готовы мирно жить Нашей родине служить. 2. Малышей не обижать Славу предков прославлять Чтить законы казаков Каждый с юности готов. 3. А без шашки и коня Не прожить нам даже дня. Ведь не зря все казаки Своей родине верны. Все вместе: Вот такие мы ребята Все лихие казачата. Век готовы в дружбе жить И Россией дорожить. Аксинья: Собрались казаки на единый «круг»! Все молодые, веселые да удалые. Будет весело у нас – песни да задорный пляс! Мы друг другу улыбнемся, звонко, дружно запоем, плясовую заведем. Танец : «Приезжайте к нам на Дон» Аксинья: Пришло время и вам силушкой померяться. Ну-ка, казаки, казачки! Кто охоту имеет свою удаль показать? Приглашаю вас пройти состязания, трудные испытания. Казаки вместо шапок носили на голове папахи. Игра «Папаха» Под музыку дети папаху передают по кругу и приговаривают: «Ты лети, лети папаха, ты лети, лети вперёд. У кого папаха будет, тот на круг пускай идёт!» Музыка смолкает, у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и, надевает папаху, садится на «коня» и галопом скачет внутри круга, а дети хлопают в ладоши. Аксинья: Кто из вас знает, как называется казачий дом? (Ответы детей) А что означает это слово - курень?(Ответы детей) Да, вы правы, «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Какие дома были у казаков в старину из какого строительного материала их строили? (ответы детей) Игра «Курень» ( В разных концах зала ставятся четыре подставки, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг круги по пять-шесть человек. Под веселую музыку дети танцуют по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим подставкам, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают её (крыша). Выигрывает та команда, которая быстрее всех построит курень). Аксинья: Какие вы молодцы. Умные, ловкие. Казаков всегда отличало крепкое здоровье, хорошее телосложение. Донской казак хваток силой, удалью богат… Казачьи забавы совсем не легки. И сейчас мы проверим, какие вы умелые в обращении с шашкой. Проводится эстафета «Пронеси кольцо шашкой» (По залу разбросаны кольца. Детям нужно подцепить кольцо шашкой, добежать до конуса, опустить кольцо на конус и с шашкой вернуться назад, передать шашку следующему). Аксинья: Казачьему роду-нет переводу! А значит и казачья песня никогда на Дону не смолкнет. А у нас живут на Дону казаки-ребята, и поют от души наши казачата! Песня «Как за Доном за рекой» Аксинья: Казак без коня, Как солдат без ружья! Пришла пора показать военную сноровку - Начинаем джигитовку. По коням! Проводится эстафета «Всадники» (В центре зала установлена подставка, на которой расположена папаха. Участники на палках-конях скачут до стойки, снимают папаху шашкой и возвращаются назад до линии финиша. Выигрывает тот, кто первый выполнил задание) Аксинья: Казаки часто ходили в поход. А вещи для похода готовили им их жены - казачки. Следующий наш конкурс для девочек- казачек. Перед вами: вещь мешок, ложка, кружка, фляжка, набор продуктов и другие предметы. Отберите среди них те, что пригодятся казаку в дальнем походе. Кто быстрее соберет своего казака в дальний поход! Проводится эстафета «Собери казака в поход». Аксинья: Ну, вот и пришло время определить победителя в наших состязаниях. А пока мы будем подводить итоги, наши девочки - казачки вас песней порадуют! Звучит песня «Казачата на Дону». Подводятся итоги, все дети награждаются медалями. Аксинья: Желаю вам крепости духа, бодрости тела и мирного неба! А когда вы станете взрослыми, надеюсь, не забудете самые главные слова наших предков «Коли дружба велика - будет Родина крепка! »
Список использованной литературы: 1.Концепция о правах ребёнка от 13.07.1990 г. 2.Федеральный Закон №272 «Об образовании в Российской Федерации» от 28.12.2012 г. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 27.10.2013 г. №1155 4.Устав МБДОУ детского сада №53 5. Программа «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина 6. «В краю Тихого Дона» методическое обеспечение регионального содержания парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культуре и традициям Донского края» под общей редакцией Баландиной Л.А. Ростов н/Д.:Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО ,2017.-58с. 7. Яровой А.В. «Казачьи домашние игры донских казаков (шермиции): использование компонентов традиционной культуры донских казаков в образовательном и воспитательном процессе в казачьих учебных заведениях» методическое пособие / А.В. Яровой. Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2022. – 54 с. 8. Интернет ресурсы: -https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/442666-opyt-raboty-scenarij-provedenija-pokrovskih-k?ysclid=lakqolxedy193677207 1 октября 2023 в 20:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.