Лазарь Елена Николаевна МБДОУ детский сад 53
|
Конспект НОД «Загадочная лаборатория»Тема: Конспект НОД «Загадочная лаборатория» для детей старшего дошкольного возраста Цель: уточнять и расширять знания детей о трёх состояниях воды в окружающем мире Задачи:
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с тремя состояниями воды(жидкое, твердое, газообразное). Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе»; Научить проводить не сложные опыты; Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов; Развивающие: Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Воспитательные: Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира. Дать детям почувствовать радость открытий. Форма организации детей: групповая. Интеграция с другими областями: «Речевое развитие»,
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью создания мотивации, вопросы к воспитанникам, использование наглядного материала, ИКТ, подвижная игра. Словарная работа: растворяет, прозрачная, лаборатория, лаборант. Предварительная работа: 1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека. 2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки». 4.Чтение художественной литературы по теме «Вода». 5.Наблюдение за водой в разных состояниях на прогулке. Материалы и оборудование: белый халат для лаборанта, прозрачные пластиковые стаканы, термос, фартуки, салфетки, кубики льда, перчатка, глобус, Слайд-презентация «Вода вокруг нас», фото разных состояний в природе, ножницы, фломастеры. Вид детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Ход. Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шли пали под дождём, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества. Сегодня ребята, я предлагаю вам, отправится в «Загадочную лабораторию» и узнать о чудесных превращениях воды. Посмотрите, пожалуйста, на экран. - В каком состоянии бывает вода в природе? (Дети дают свои ответы) Молодцы ребята ответили правильно. Действительно, вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, через воду виден рисунок, а через молоко нет, прозрачную воду можно сделать непрозрачной. (Ответы детей.) Какой еще бывает вода? (Простая, минеральная, колодезная и т. д.) А для чего нам нужна вода? (Ответы детей) Правильно, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и отгадайте загадки, а ответы я вам предлагаю зарисовать на доске. Молодцы, вы отгадали все загадки, и теперь можем отправляться в нашу «Загадочную лабораторию». Мы с вами станем учеными, и научимся исследовать воду. ( Дети перемещаются в лабораторию, где их встречает лаборант). - Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода. Вы готовы? Тогда давайте приступим к нашим исследованиям. Дети стоят перед столами. По середине – стол для опытов. Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой: (Схему рисуем на интерактивной доске.) Но вода бывает не только в жидком состоянии. Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) Ответы детей. Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.) Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.) Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло. Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода. Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (Ответы детей) В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:( рисуем схему на интерактивной доске) А теперь, уважаемые коллеги, продолжим исследование. Предлагаю выйти к столу нашего лаборанта ( приглашается любой ребёнок). Он покажет и расскажет нам о своем исследовании. 1. Предлагаю нашему лаборанту провести опыты с твёрдым состоянием воды. Как оно называется (Ответы детей) 2. Для опыта я подготовила кубики льда. 3. Предлагаю надеть одну перчатку и взять кубик льда, а в другую руку кубик льда без перчатки. 4. Как вы думаете, в какой руке лед растает быстрее? (Верно, лед быстрее растает в той руке, где нет перчатки, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом рук.) 5. Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.) 6. А почему лед тает медленно в другой руке? ( Потому что она в перчатке.) Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда. Ребята, а как вы думаете, как я получила лёд. Правильно, я налила воду в формочку и поставила в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед. Спасибо нашему лаборанту за проделанную работу. Давайте ещё раз вспомним, в каких состояниях бывает вода? Правильно, вода может находиться в трех состояниях : жидком, газообразном и твердом. Я вам предлагаю поиграть в игру «Капельки». Игра «Капельки» Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные. Дети хаотично гуляют по кругу. Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек. Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море. Дети берутся за руки и образуют большой круг. Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода Круг из детей вытягивается в овал. Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.) Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара. Дети бегают по группе. Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее. Дети обнимают друг друга. Воспитатель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному. Воспитатель: Ребята , в нашей лаборатории есть фотографии с разными состояниями воды в природе. Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и сделать стенгазету, которую мы с вами покажем детям из других групп и нашим родителям. Выбирайте фотографии, которые вам больше всего понравятся. ( Дети вместе с воспитателем делают фотоколлаж «Три состояния воды» Какой интересный день мы провели в Загадочной лаборатории воды. Большое спасибо всем лаборантам, наша работа закончена! Дружите с водой, улыбайтесь и всё будет хорошо!
Используемая литература: 1.«Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. 2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста" Детство- ПРЕСС 2015г. 128с. 3. Нищева Н.В. "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры" 2017 г. 240с. 4. Интернет – ресурсы: maam.ru›detskijsad…nod-po…yeksperimentirovaniyu…v… 2 октября 2022 в 20:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.